Главная - Гражданское право - Спор славянофилов и западников

Спор славянофилов и западников


Завершение спора славянофилов и западников


Лосский Н. О. Указ. соч. — 29-35 с. Виднейшие из славянофилов достигли духовной гармонии и целостности, изучая «духовную философию Восточных Отцов Церкви», которая осталась почти незамеченной философами XIX столетия, и у которых духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.

И. Киреевский достиг редчайшей целостности духа. По словам одного из старцев, он был «весь душа и любовь». По оценке Н. Арсеньева, автора биографического очерка о Хомякове, жизнь Хомякова — «есть редко встречающееся проявление необычайного и последовательного посвящения себя и своих сил единой высшей цели — проповеди И СЛОВОМ, И ДЕЛАМИ, той высшей Правде, которой он служил всем своим существом».

Хомяков был убежденным противником крепостного права. «Христианин, — писал он гр. Я.И.

Ростовцеву, — может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем».

Философия истории

Хотя обе историософские модели вышли из общего источника — современных им западноевропейских философских систем, что наложило отпечаток на их полемику, при этом, однако, и западники и славянофилы основывались на различных достаточно отвлеченных «началах»: «просвещение» у Киреевского, «соборность» у Хомякова, «народность» у Аксакова; «цивилизация» у Граневского, «прогресс» у Кавелина, «личность» («лицо») у Белинского,«свобода» у Герцена.

Таким образом они пытались подойти к решению одних и тех же проблем, только с разных сторон. Но их объединяла общая вера в высокое историческое призвание России.

Как писал Герцен, и те и другие, подобно Янусу, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно. Славянофилы опирались на идею принципиального отличия Европы и России: на Западе преобладает начало индивидуалистическое, в России — общинное. Они возлагали большие надежды на общинные принципы жизни народа.

Споры «западников» и «славянофилов»

и И.

С. Аксаковы – дети признанного писателя Сергея Аксакова, также известные литераторы.Русское западничество той поры представляли В. Г. Белинский; А. И. Герцен; его друг и соратник Н. П. Огарев; общественный деятель, профессор Московского университета Т. Н. Грановский; В. П. Боткин; П. В. Анненков, ставший первым биографом Пушкина; писатель и журналист И.
И. Панаев.И славянофилы, и западники были подлинными радетелями Отечества, их объединяла неудовлетворенность итогами культурно-исторического развития России, жажда национального самосознания. И те, и другие говорили о необходимости отмены крепостного права, о гражданских правах и свободах.

И те, и другие находились в оппозиции к царской бюрократии (но не к самому самодержавию, в отношении которого позиции каждого из участников движений были различными). Славянофилы и западники по-разному оценивали период Московской Руси и реформы Петра I, буржуазный экономический порядок Европы и патриархальные устои России.

Исторический спор западников и славянофилов

Следует особо отметить роль Чаадаева, который смог сформулировать ряд проблем, впоследствии получивших свое развитие в идеологии и западничества и славянофильства.

Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России.

В этом смысле и те и другие были в оппозиции к русской самодержавной политике. Что же касается их теоретических взглядов, то при внимательном их рассмотрении можно прийти к выводу, что между ними было больше сходства, нежели различий. И те и другие признали факт своеобразия русской истории, ее неадекватности истории западноевропейской.

В отношении к прошлому и в восприятии настоящего они были солидарны.

Что же касается будущего, то здесь их пути расходились.

Спор западников и славянофилов

Их споры между собой порой носили не менее острый характер, чем с западниками, так как весьма противоречивая система взглядов сочетала в себе как прогрессивные, так и консервативные черты.

Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой.

Реформа Петра и европеизация петровского периода были изменением России.

Славянофилы, как и западники, выступали за отмену крепостного права сверху, то есть с помощью власти, и проведение ряда реформ — суда, администрации и других, буржуазных по своей сущности; выступали за развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати. Основная идея славянофилов — доказательство самобытного пути развития России.

Община в представлении славянофилов — это «союз людей, основанный на нравственном начале», — типично русское учреждение. А. С. Хомяков писал: «Община — одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории.

Отними его — не останется ничего; из его же развития может складываться целый гражданский мир».

Исторический спор западников и славянофилов

Начиная писать этот реферат, хотелось понять, в чем спор между этими двумя течениями, выяснить для себя достоинства и недостатки каждого и в какой-то мере приложить опыт других людей для выбора собственного мнения. Следует особо отметить роль Чаадаева, который смог сформулировать ряд проблем, впоследствии получивших свое развитие в идеологии и западничества и славянофильства.

Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России. В этом смысле и те и другие были в оппозиции к русской самодержавной политике. Что же касается их теоретических взглядов, то при внимательном их рассмотрении можно прийти к выводу, что между ними было больше сходства, нежели различий.

И те и другие признали факт своеобразия русской истории, ее неадекватности истории западноевропейской.

Лазер Вирта

Спор славянофилов и западников Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались западники и славянофилы. Видными представителями западников являлись А. И. Герцен, Н. П. Огарев, М. А.

Бакунин, В. Г. Белинский. Россия отстала от западной цивилизации, и законсервировалась сама в себе. Большим благом для ее народов станет усвоение западных ценностей. Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм, революционное действие. Славянофилы: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, братья Аксаковы: Основу исторического бытия России составляют православие, общинный образ жизни.
Русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка).

В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности, о решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации.

Спор славянофилов и западников.

История и современность

Особенность России состояла в ее традициях общинного землепользования, мирского самоуправления и отсутствии борьбы социальных групп. Славянофилы полагали, что естественное развитие России должно протекать постепенно, без каких-либо социальных конфликтов, потому что между государством и народом исконно существовала гармония, которая была нарушена в петровскую эпоху. Одной из причин самобытности русского народа также считалась православная вера, глубоко пронизывающая русского человека Славянофилы// Современная энциклопедия.

2000. — 164 с. Постоянный и резкий критик славянофилов В.Г. Белинский описывал это движение так:

«Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии»

Курс философии.

«Русская философия» Электронная версия. -132 с. Как идейное

На чём был основан спор западников и славянофилов?

Я.

Чаадаев, И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б.

Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П.

Заблоцкий-Десятовский, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие.Славянофилы выступали за особый путь России, который основывался на православии и традициях. Считали, что Пётр I нарушил самобытность России.

Считали, что православие и крестьянская община должны преобразовать Россию, а также выдвигали идеи, что крестьянская община – образцовая форма хозяйства. Выступали за создание при императоре Земского Всесословного собора.Известные представители славянофильства были А.

С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.